Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Дэвис Джон

Имя Sir John Davies
Дата рождения 16 апреля 1569 г. (крещен)
Место рождения Тизбери, Уилтшир,
Англия
Дата смерти 8 декабря 1626 г.
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Деятельность юрист, поэт,
государственный деятель
Титульный лист поэмы сэра Джона Дэвиса «Nosce teipsum» (издание 1603 г.)
Титульный лист поэмы сэра Джона Дэвиса «Nosce teipsum» (издание 1603 г.)

Сэр Джон Дэвис [Sir John Davies; 16.04.1569, Тизбери, Уилтшир, Англия — 8.12.1626, Лондон] — английский поэт, юрист, государственный деятель.

Об отце Джона Дэвиса — Джоне-старшем (или, по другим версиям, Эдварде) — известно мало. По одной версии, впервые высказанной мемуаристом и антикваром Энтони Вудом в конце XVII в., он был богатым кожевенником, по другой, более вероятной — юристом. Тизбери находится недалеко от крупнейшего города графства Уилтшир — Солсбери. Из документов Миддл-Темпла известно только, что отец поэта был «джентльменом».

Дэвис учился в старейшей public school Англии — Уинчестер-колледже, а затем в оксфордском Куинз-колледже, который, вероятно, не окончил. В феврале 1588 г. он поступил в Миддл-Темпл — один из Судебных Иннов. Судебные Инны в 1580-е гг. вступали в свой золотой период, не только как место получения профессионального образования для юристов-практиков, но и как центр притяжения для «золотой молодежи», среда, в которой создавалась особая «авангардная» культура. Дэвис стал одним из первых авторов, выращенных в этой среде.

За семь лет в Миддл-Темпл Дэвис стал «культовой фигурой» среди студентов Судебных Иннов, не столько благодаря поэзии, сколько из-за своих многочисленных нарушений дисциплины. Вместе со своим другом Ричардом Мартином (в будущем — участником «клуба» поэтов, собиравшихся в тавернах «Митра» и «Русалка» в 1591 г.) он был исключен из Миддл-Темпла. В 1598 г. Дэвис был вторично, уже после получения права на практику в суде, исключен из профессионального сообщества юристов Миддл-Темпл (на сей раз за нападение на самого Мартина) и восстановлен только через три года после публичных извинений и заступничества государственного секретаря сэра Роберта Сесила и Лорда-канцлера сэра Томаса Эджертона.

Титульный лист «Эпиграмм и элегий» сэра Джона Дэвиса и Кристофера Марло
Титульный лист «Эпиграмм и элегий»
сэра Джона Дэвиса и Кристофера Марло

Практически все литературное наследие Дэвиса относится к периоду обучения в Судебных Иннах. Вероятно, самый ранний текст, принадлежащий Дэвису — «Эпиграммы и элегии» (Epigrammes and Elegies by J. D. and C. M.; изданы в 1598 г., но написаны, вероятно, в самом начале 1590-х гг.). С. M. — не кто иной, как Кристофер Марло, чьи переводы элегий Овидия в книге идут сразу после дэвисовских эпиграмм. Отношения между Дэвисом и Марло — двумя лондонскими bêtes noirs своего времени — неясны. Существовал ли изначальный замысел совместного сборника? Если да, то, возможно, он в имитации римских жанров и переносе их на английскую почву (Марло это делает с Овидием, Дэвис — с Марциалом). Или Дэвис просто включил в свое издание элегии уже пять лет как погибшего Марло? Странно и место, указанное на титульном листе — Middleborough, так как Миддлсборо в Йоркшире в XVII в. был еще деревней. Что имеется в виду? Голландский Миддельбург? Или это зашифрованное (от имени графства Миддлсекс) название Лондона? Вопросов, увы, намного больше, чем ответов. Как бы то ни было, Дэвис — один из первых английских эпиграмматистов, один из зачинателей моды на эпиграммы.

То, что жанр эпиграммы был еще непривычен для читателя, видно уже по самой первой из них — обращению к Музе, в которой Дэвис безапелляционно заявляет, что «тот дурак, кто не знает, что значит эпиграмма»:

…he is but a Gull,
And knows not what an Epigramme does meane…

Главная мишень его эпиграмм — «дурак», «лох» (“Gull”, об особенностях перевода термина см. вступление к переводу «Азбуки лоха» Т. Деккера). “Gull” для Дэвиса — «новый термин» (“new Terme”), и объяснению его он посвящает отдельную эпиграмму: это дурак, притворяющийся умником (“A Gull is hee which seemeth and is not wise”). Под этим общим названием выступают традиционные для сатиры и эпиграммы типы: хвастливый солдат, у которого «царапает в горле» от военных терминов, льстивый придворный, а заодно и легко угадываемые современники, например, Деций (Майкл Дрейтон), который в одном из сонетов назвал госпожу «Десятой достойной», заставив ее «маршировать с солдатами».

К тому же времени и тому же кругу Миддл-Темпл относятся «Дурачащие сонеты» (Gullinge Sonnets) — пародийный ответ Дэвиса на «сонетную эпидемию» 1590-х гг., в которых он предвосхищает антипетраркизм Дж. Донна и других поэтов Судебных Иннов. «Сонеты» не были напечатаны при жизни Дэвиса, но расходились в рукописях. Петраркианские образы и стилистика в них утрированы и доведены до своей противоположности: дама гнетет сердце плачущего «дурака», как вулкан Этна, Купидон прокрадывается в «средний храм» (“midle Temple”) его сердца и лишает героя сил, боги смеются над его страданием и решают, что он поистине заслуживает быть превращенным в осла. Пародийный герой старается изгнать из мыслей «несогласие» (“so were my thoughts voyde of all discontent”), страдая от того, что сам привносит его в свой разум «неосторожными мыслями». Страдание незаметно для героя переходит в наслаждение: он нарушает правила, извращает порядки (“breake good rules, and orders to perverte”). В двух последних сонетах — восьмом и девятом — особое место занимают юридические термины и возникает имя дамы — Зеферия (Zepheria), что роднит «Дурачащие сонеты» с анонимным циклом сонетов к Зеферии, опубликованным в конце 1590-х гг. Возможно, автором второго цикла тоже был сэр Джон Дэвис.

Настоящую популярность Дэвису, однако, принесли не эпиграммы, а две философские поэмы, написанные и опубликованные в том же десятилетии — «Orchestra» и «Nosce teipsum». «Orchestra, или Поэма о танце» (Orchestra, or a Poeme of Dauncing, 1596) — первое опубликованное произведение Дэвиса — написана «королевской строфой» (ababbcc), посвящена Ричарду Мартину и написана, как утверждается в посвящении, за пятнадцать дней. Начиная от творения мира, Дэвис полусерьезно, полушутя повествует о том, как танец от богов перешел к людям, как с помощью танца были созданы государства и религии, завоевавшие сердца (“by dauncing first the people’s harts did steale”), как танец научил людей войнам и искусствам (куда до него «скромной грамматике» — “humble grammer”!) Наконец, танец научил человечество поэзии, причем поэзии изменчивой и пластичной, которая не может без «странных фантазий» (“Inventions strange”).Такую поэзию «ласточки», олицетворением которой для Дэвиса является «Астрофил и Стелла» Ф. Сидни, он предпочитает поэзии «соловья».

В биографии Дэвиса 1590-х гг. есть много туманных пятен. В 1592 г. Дэвис и Мартин отправляются в Лейден, чтобы встретиться с ученым-юристом Паулем Мерулой, а возможно — и для какой-то секретной миссии. В 1594 г., по легенде, Дэвис получает тайную аудиенцию у королевы, которая просит его (!) продолжить занятия правом. Наконец, после стычки с Мартином в 1598 г. Дэвис прямо от ступеней Темпла бежит на лодке в Оксфорд, где больше года тайно живет в Нью-колледже, где, как и предполагают, написана вторая и самая известная его поэма — «Nosce teipsum: Оракул, объясненный в двух элегиях» (Nosce teipsum. The Oracle Expounded in Two Elegies; опубл. в 1599 г. с посвящением королеве). Первая элегия — «О человеческом знании» — достаточно коротка и открывается риторическим вопросом: зачем родители послали автора учиться (“Why did my parents send me to the schools”), если жажда знания (“desire to know”) — одна из тех сил, что делают человека дураком, начиная с самого грехопадения. Предвосхищая «Годовщины» Донна, Дэвис говорит о потенциальной опасности знания. Оно — прометеев огонь, огненная колесница Фаэтона, на которой трудно удержаться, но если и удержишься, познаешь тропики и полюса, но не собственную душу (“vnacquainted still with our owne Soules”). Истинное познание в том — чтобы проникать в самого себя, в «центр своей кружащей мысли»:

My selfe am Center of my circling thought,
Onely my selfe I studie, learne and know.

Вторая элегия — «О бессмертной душе» — чрезвычайно понравилась Иакову VI Шотландскому. По легенде, впервые встретившись с Дэвисом после вступления на английский престол король спросил, не он ли автор «Nosce teipsum». Впрочем, есть и другие легенды — о тайной миссии Дэвиса в Шотландии за несколько лет до смерти Елизаветы, о том, что написать «Nosce teipsum» от Дэвиса потребовали в знак покаяния за беспутное поведение в Миддл-Темпл и т. д.

Титульный лист «Исследования состояния Ирландии» (A Discoverie of the State of Ireland…) сэра Джона Дэвиса (издание 1613 г.)
Титульный лист «Исследования состояния Ирландии» (A Discoverie of the State of Ireland…)
сэра Джона Дэвиса (издание 1613 г.

Как бы то ни было, со сменой династии карьера Дэвиса резко пошла вверх. Через полгода после прибытия в Лондон новый король назначает его генеральным стряпчим Ирландии (Solicitor General), т. е. юридическим советником генерального прокурора при королевской администрации в только что умиротворенной Ирландии. По прибытии в Дублин Дэвис немедленно был произведен в рыцари. Начав карьеру юриста, он оставил стихотворчество (или уничтожил тексты впоследствии). В Ирландии сэр Джон Дэвис показал себя сторонником одновременно и колониальной политики, и относительно демократических и независимых судов. В докладных записках Роберту Сесилу и трактате «Исследование состояния Ирландии» (A Discoverie of the State of Ireland…, 1613) он, как подчеркивает Шон Келси (Kelsey, 2008), объяснял различие между англичанами и ирландцами тем, что последние «незнакомы с правосудием»: если внедрить в Ирландии английские суды, это королевство станет человечным и цивилизованным (“…this Kingdom will grow humane and civile…”).

Инспектируя суды, Дэвис объездил весь остров, постоянно посылая отчеты в Лондон. Его работу сочли успешной: в 1606 г. он стал генеральным прокурором Ирландии и ему было поручена разработка земельной реформы. Реформа Дэвиса подразумевала полный переход Ирландии на английскую систему права собственности, с ликвидацией общинного и кланового землевладения. Земельная реформа включала и религиозную: католическая церковь лишалась последних земель в Ирландии, католические священники изгонялись, внедрялся английский вариант системы приходов. Дэвис во главе выездных судебных сессий побывал в каждом графстве Ирландии, объясняя местным властям, что жесткость реформы по отношению к католикам должна компенсироваться ощущением, что закон хоть отчасти, но защищает их. К самим ирландцам Дэвис, как и большинство его коллег по колониальной администрации, сочувствия почти не испытывал, сравнивая их в одном письме к Сесилу с тенями мертвых, сбежавшимися посмотреть на живого Энея в Аиде. Его рецепт умиротворения Ирландии — быстрая война силами большой армии, а потом внедрение жесткого правового порядка, который не даст поводов к новым восстаниям.

Таким «ястребом» Дэвис предстает, например, в конспекте «Лекций по истории институтов» Генри Мэйна, сделанном Марксом: «Вшивый (lausige) сэр Джон Дэвис был генеральным атторнеем Ирландии при короле Якове, а на этот пост, разумеется, назначался соответствующий негодяй, столь же “свободный от предрассудков” и беспристрастный, как и лизавший Елизавету пониже спины поэт (Arschkissende Poet) Спенсер». При всей громкости этой характеристики Э. Спенсера трудно сравнивать с Дэвисом, хотя бы в отношении Ирландии: они занимали разные посты в разное, хотя и близкое время. Дэвис оставил подробное описание архаической ирландской правовой системы (что подтверждают многочисленные цитаты у Мэйна и того же Маркса) и знал Ирландию и ирландцев глубже, чем Спенсер.

В 1613 г. Дэвис достиг вершины своей ирландской карьеры, став спикером Дублинского парламента, где он защищал интересы протестантского большинства (получившимся благодаря его земельной реформе) в споре с богатыми землевладельцами-католиками. С помощью административных мер Дэвис удалил из парламента почти всех лидеров католической партии.

Череду удач Дэвиса в Ирландии нарушила только женитьба на Элеанор, дочери барона Одли. Страдавшая нервным расстройством (которое не могло не усугубиться в браке со вспыльчивым Дэвисом) Элеанор постоянно носила траур и выражала свое разочарование в семейной жизни в религиозных трактатах. Оба их сына родились с отклонениями в развитии, выжила только дочь — будущая поэтесса Люси, в браке графиня Хантингдон.

В 1619 г. Дэвис попросил короля об отставке и прожил несколько лет в своем поместье Энглфилд-хаус, очевидно, недовольный обстановкой при дворе. После смерти Иакова I он сделал еще одну попытку получить новую должность, добившись аудиенции у нового короля Карла, который предложил ему занять должность председателя суда Королевской Скамьи — Лорда-Верховного Судьи. Уже столкнувшись с упорным противодействием Палаты общин, Карл, несомненно, хотел видеть Дэвиса во главе суда. Однако амбициозным мечтам не суждено было сбыться — 8 декабря 1626 г. Дэвис скоропостижно скончался от инсульта после званого обеда у Лорда-хранителя печати Томаса Ковентри. Лордом-Верховным судьей еще на год остался Рэндольф Крю, незадолго до того отказавшийся утвердить законность королевских займов.

Недооцененный как поэт, сэр Джон Дэвис в XX веке заслужил (устами Т. С. Элиота) сравнение с Данте: «Nosce teipsum» Элиот сравнил с «Чистилищем». Хотя по глубине и тонкости философии Данте оставляет Дэвиса далеко позади, между обеими поэмами есть странное сходство в понимании человеческой души. Истинное место Дэвиса, полагает Элиот — между стоиками-сенекианцами (такими, как Фулк Гревилл) и метафизиками, но ни в одной из этих групп. Если говорить о том, на что критики-модернисты традиционно обращали мало внимания, сэр Джон Дэвис стоял у истоков «авангардной» культуры Судебных Иннов, способствовал популярности эпиграмм и философских поэм; наконец, вместе с Уильямом Кэмденом, сэром Робертом Коттоном и другими энтузиастами, он создал в Англии Общество Антикваров. В стихах и прозе он оправдывает прозвище, данное ему во второй части анонимной пьесы «Возвращение с Парнаса»: «острый Джон Дэвис» (“acute John Davies”).

В. С. Макаров

Изображения: Wikimedia Commons, Trinity College Dublin

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира


Сэр Джон Дэвис

Соч.: The Complete Poems of Sir John Davies : in 2 vols. / ed., with memorial, introduction and notes by the Rev. Alexander B. Grosart L. : Chatto and Windus, 1876. [Электронная версия: vol. I; vol. II.]; The Poems of Sir John Davies / ed. by R. Krueger, R. Nemser. Oxford : Clarendon Press, 1975. lxvii, 451 p.; в рус. пер. — English Sonnets 16th–19th Centuries/Английский сонет XVI–XIX века / под ред. Т. А. Боборыкиной. СПб. : Анима, 2001; Дурашливый сонет № 6 / пер. А. Лукьянова [Электронный ресурс] // Поэзия.ру. 24.01.2005. URL: http://www.poezia.ru/article.php?sid=31149 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.11.2013); Что есть душа? / пер. А. Лукьянова [Электронный ресурс] // Поэзия.ру. 21.06.2011. URL: http://www.poezia.ru/article.php?sid=87739 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.11.2013); Спор о бессмертии / пер. Г. М. Кружкова [Электронный ресурс] // Григорий Кружков. URL: http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/john-davies/ [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 10.11.2013). [Еще…]

Лит.: Sneath E. H. Philosophy in Poetry; A Study of Sir John Davies’s Poem “Nosce Teipsum”. N. Y. : C. Scribner’s Sons, 1903; Sanderson J. L. Sir John Davies. Boston : Twayne Publishers, 1975; Pawlisch H. Sir John Davies and the Conquest of Ireland : A Study in Legal Imperialism. Cambridge ; N. Y. : Cambridge University Press, 1985 (2nd edn. 2002); Kelsey, Sean. Davies, Sir John (bap. 1569, d. 1626) [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford : Oxford University Press, 2008 (online edn.). URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/7245 (дата обращения: 10.11.2013). [Еще…]


Библиограф. описание: Макаров В. С. Дэвис Джон [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4649.html (архивировано в WebCite) [2013].