Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Бёртон Роберт

 
Имя Robert Burton
Дата рождения 8 февраля 1577 г.
Место рождения Линдли Холл, Лестершир,
Англия
Дата смерти 25 января 1640 г.
Место смерти Оксфорд
Гражданство Англия
Деятельность ученый, писатель
Портрет Роберта Бёртона кисти Гилберта Джексона (1636)
Портрет Роберта Бёртона кисти Гилберта Джексона (1636)

Роберт Бёртон [Robert Burton; 8.02.1576/1577, Линдли Холл, Лестершир, Англия — 25.01.1639/1640, Оксфорд] — английский ученый-энциклопедист, писатель, философ, автор трактата «Анатомия меланхолии» (The Anatomy of Melancholy).

Роберт Бёртон родился в семье провинциального дворянина Ральфа Бёртона и его жены Дороти, в их поместье Линдли Холл (здание не сохранилось) на границе Лестершира и Уорикшира. Старший брат Бёртона — известный антиквар и историк Уильям Бёртон (1575–1645). В начале XVII века он одним из первых стал работать над историческими, краеведческими и топографическими описаниями английских графств. В 1622 г. издал «Описание Лестершира», после смерти Уильяма остались также наброски к описаниям Уорикшира и Вустершира.

Уильям и Роберт обучались в грамматической школе города Нэнитон (Nuneaton). В 1593 г. Роберт, вслед за братом, стал студентом оксфордского Брэйзноуз-колледжа, но не появлялся в университете до 1599 г.

Дж. Бамборо объясняет «темные годы» Роберта тем, что он в это время лечился от меланхолии в Лондоне (Bamborough, 2004). Еще в 1976 г. Барбара Трайстер, изучая записные книжки Саймона Формана, нашла в них пять упоминаний о визитах пациента по имени «Роберт Бёртон, двадцати лет» в 1597 г. Кроме совпадения имени и возраста, других доказательств, что от боли в животе, головных болей и меланхолии у Формана лечился именно будущий автор ее «Анатомии…», нет. В том же году Уильям Бёртон поступил в лондонскую юридическую школу Миддл-Темпл. Возможно, поэтому Роберт (если это действительно он) и лечился именно в Лондоне, заключает Трайстер.

В предваряющем «Анатомию…» обращении к читателю Демокрит младший (т. е. сам Бёртон) вспоминает о том, как боролся с меланхолией в юности: «у меня… было тяжело на сердце и неладно с головой, словно в ней образовался нарыв, от которого я очень хотел избавиться… Я нисколько не чувствовал себя униженным этой болезнью — не назвать ли мне ее моей госпожой Меланхолией, моей Эгерией или моим… злым гением?» (здесь и далее текст приводится в переводе А. Г. Ингера. — В. М.).

Как бы то ни было, в 1599 г. Бёртон становится студентом уже другого оксфордского колледжа — Крайст-Чёрч, где пройдет вся его жизнь. В 1602 г. он получает степень бакалавра, в 1605 г. — магистра искусств, а в 1614 г. — бакалавра богословия. Докторскую диссертацию Бёртон так и не написал, до конца жизни оставаясь «членом колледжа», т. е. по сути, свободным исследователем, который жил на территории университета, но не был его преподавателем. Бёртон относится к Оксфорду с характерной для него смесью гордости и самоиронии. С одной стороны, ему приятно оставаться «в самом процветающем колледже Европы», «пользоваться библиотекой, не менее прекрасной, чем» ватиканская, и быть частью «столь образованного и благородного сообщества». С другой — его положение мало чем отличается от студенческого, и Бёртон сам же иронизирует над тем, что он, подобно дельфину, выброшен на берег и привязан к колледжу, как Диоген к бочке.

Надгробный памятник Роберта Бёртона в соборе Крайст-Черч, Оксфорд (фото Мартина Бика)
Надгробный памятник Роберта Бёртона в соборе Крайст-Черч, Оксфорд (фото Мартина Бика)

В 1616 г. Бёртон получил должность приходского священника в церкви св. Фомы на западной окраине Оксфорда. В 1620-е и 30-е гг. он получил еще несколько приходских синекур от богатых землевладельцев, таких, как Джордж, барон Беркли, которому посвящены первые издания «Анатомии меланхолии». Но самой любимой для Бёртона была должность библиотекаря колледжа Крайст-Чёрч, которую он получил в 1624 г. Одинокий и аскетичный ученый, избравший «мирный, сидячий, замкнутый, уединенный образ жизни в университете, mihi et Musis [наедине c собой и музами]», тратил большую часть доходов на книги, собрав библиотеку в 1700 томов. По завещанию ее должны были разделить между собой Бодлеанская университетская библиотека и книгохранилище родного колледжа. Такой щедрый дар университету обеспечил сохранность книжной коллекции Бёртона. Книги с его пометками и сейчас хранятся в университете.

Бёртон умер в Оксфорде 25 января 1640 г. и похоронен в соборе Крайст-Чёрч. Мемуарист и интервьюер Джон Обри записал в своих «Кратких жизнеописаниях» (якобы со слов естествоиспытателя Роберта Хука, который жил в бывшей квартире Бёртона в Оксфорде), что Бёртон повесился в припадке меланхолии (или, по другой версии, потому что составленный им гороскоп предсказывал ему смерть в 63 года). Но даже сам Обри признает, что это всего лишь слухи. Гораздо более точен был сам Бёртон, написав в собственной эпитафии: «мало кому известный, еще менее кому неизвестный, здесь лежит Демокрит младший, которому меланхолия дала и жизнь, и смерть» (“Paucis notus, paucioribus ignotus, hic jacet Democritus Junior cui vitam dedit et mortem melancholia”). Даже в смерти Бёртон отказал себе в собственном имени на надгробии, сохранив только семейный герб над ним.

Жизнь Бёртона, как ясно даже из такой краткой биографии, бедна событиями. Он никогда не путешествовал («кроме как по картам географическим и звездного неба…»), редко покидал Оксфорд и свой колледж. Нет свидетельств и о том, что Бёртона часто посещали друзья и ученики, хотя антиквар Энтони Вуд и записал со слов членов Крайст-Чёрч колледжа, что в обществе Бёртона было весело и по-юношески (“his company was very merry, facete, and juvenile”). Письма Бёртона не сохранились, как и рукописи «Анатомии…». Бёртон остался в истории литературы идеальным примером автора-одиночки, автора одной книги и одной идеи, поглотивших все его силы. Справедливо ли это?

Роберт Бёртон

Кроме «Анатомии…», Бёртон действительно практически ничего не написал. Известно, что в студенческие годы он был автором нескольких латинских стихотворений и как минимум одной комедии, написанной, вероятно, для студенческих представлений в колледже. Рукопись комедии «Философастер» (Philosophaster) (философ-шарлатан) была обнаружена только в середине XIX века и впервые опубликована в 1862 г. В «Философастере» Бёртон снова обращается к проблемам университетов как ученого сообщества, иронизируя над попытками Дезидерия, герцога Осунского, открыть, в современной терминологии, «эффективный университет». Дезидерий завлекает студентов и ученых в Осуну (где герцог дон Хуан Гирон действительно основал университет в 1548 г.) большими стипендиями. В результате университет и город оказываются наводнены «философастерами, своднями и шлюхами». Некомпетентные придворные и сам герцог не могут «навести порядок» в университете, пока в Осуну не приходят бродячие ученые Полиматес и Филобиблос. Они осмеивают и разоблачают алхимика, богослова-иезуита, педанта-грамматика и прочих «шарлатанов», которых герцог в итоге изгоняет из университета. Пьеса была написана в 1607 г. и поставлена студентами Крайст-Чёрч в 1617 г.

Действительно, если бы не «Анатомия меланхолии», вряд ли мы помнили бы имя Бёртона. Свой триумф Бёртон готовил очень долго. Работа над трактатом началась, по-видимому, не позднее 1606–1610, а первое издание вышло лишь в 1621 г. Бёртон продолжал работать над текстом, дополняя и переписывая его для последующих изданий. При жизни автора «Анатомия…» выходила еще три раза: в 1624, 1628 и 1632 гг., и еще пять раз в XVII веке после смерти автора.

Популярность «Анатомии» как при жизни Бёртона, так и в XX веке можно объяснить тем, что книгу прежде всего понимают как энциклопедию «всеобщего знания» эпохи Ренессанса и продолжение традиций средневековых компендиумов, а самого Бёртона — как некоего «вавилонского библиотекаря» (не случайно эпиграфом к одноименному рассказу Борхес выбрал слова Бёртона об «искусстве… различных сочетаний из двадцати трех букв…»). Многие страницы «Анатомии» действительно представляют собой мозаику из цитат с минимальными комментариями автора. Библиотекарю подобрать такое множество цитат было несложно. Кроме того, Бёртон часто цитировал классиков и средневековых авторов по памяти или по сокращенным компендиумам, что иногда затрудняет работу современным комментаторам «Анатомии…».

Фронтиспис последнего прижизненного издания «Анатомии меланхолии» (1638)
Фронтиспис последнего прижизненного издания
«Анатомии меланхолии» (1638)

И в последующие столетия «Анатомия…» для многих ее читателей оставалась текстом, где можно вычитать забавный курьез или найти подтверждение своей идее из уст «древних авторов». Дж. Китс нашел в «Анатомии…» идею поэмы «Ламия». Л. Стерн пародировал Бёртона в трактате Слокенбергия о носах. Современный читатель (каждый из вас может повторить этот опыт с помощью Гугла или Яндекса) находит у Бёртона предложение лечить меланхолию коноплей, доказательство того, что «молоко вредно» или советы о правильном питании.

И все же «Анатомия…» — далеко не только об этом. Это прежде всего размышление об интеллектуалах и обществе, о поиске знания и о том, как это знание применить к самому себе. Структура книги довольно строга: «Анатомия…» состоит из трех больших разделов (partitions), посвященных соответственно причинам и симптомам меланхолии, лекарствам от нее и отдельно меланхолии любовной. Разделы делятся на секции, подсекции и члены или главы (sections, subsections and members). Особняком стоят два наиболее личных фрагмента: огромное предисловие «Демокрит Младший — читателю» и «…Отступление касательно бедствий ученых, а также причин, по которым Музы меланхоличны».

Почему Бёртон не опубликовал книгу под своим именем, скрывшись под маской «Демокрита Младшего», но поместил на фронтисписе среди аллегорических фигур влюбленного, ипохондрика, суевера и сумасшедшего свой портрет? В предисловии к читателю Демокрит Младший так объясняет свои мотивы: «Я пишу о меланхолии, поскольку озабочен тем, чтобы самому ее избежать… Я могу поведать кое о чем, изведанном на собственном опыте… Я хотел бы помочь другим из сострадания и… не пожалею своего времени и знаний — величайшего моего достояния — ради общего блага». Бёртон вспоминает легенду о том, как Демокрит в последние годы жизни анатомировал животных, желая узнать, откуда в организме берется черная желчь, порождающая меланхолию. Демокрит младший готов повторить его опыт с социальным телом: «Демокрит Младший берет на себя смелость последовать его примеру, и поскольку тот не завершил свой труд, который ныне потерян, то quasi succenturiator Democriti [в качестве замещающего Демокрита] надеется восстановить, продолжить и завершить его в этом трактате».

Именно «беспокойный ум, непостоянное и неустойчивое воображение» и производят самую главную перемену в Демокрите Младшем: он хочет «не быть рабом одной науки, не посвящать себя полностью лишь одному предмету, как это делает большинство, но бродить повсюду, centum puer artium [быть слугой сотни ремесел]».

Автограф Бёртона на втором томе «Истории своего времени» Жака де Ту
Автограф Бёртона на втором томе
«Истории своего времени» Жака де Ту

Бёртон признает, что ни одно узкоспециальное призвание — быть ли священником или профессором ему не подходит. Демокрит хочет «добиться хотя бы поверхностной осведомленности обо всем, стать aliquis in omnibus, nullus in singulis [кем-то во всем и никем в чем-то определенном]», «словно сбившийся с пути спаниель, который, забыв про свою дичь, лает на каждую увиденную им птицу». И пусть из-за этого не задалась его академическая карьера — теперь Демокрит слышит и зрит, «что происходит вокруг, как другие мечутся, ездят, суматошатся и изнуряют себя при дворе и в деревне». Подобно своему античному тезке, он видит мир состоящим из атомов, только это мир не физический, а социальный, и каждый атом-человек в нем страдает, не осознавая своей атомарности. Новый «смеющийся философ» (так часто называли Демокрита), выключившись из социального конфликта, из борьбы за место, за совершенство и первенство, может стать зрителем «судеб и приключений других людей», наблюдать, «как они играют свои роли и предстают передо мной в самом разнообразном облике».

Я привел так много цитат из Бёртона, потому что невозможно лучше самого Демокрита младшего рассказать о том, почему он хочет одновременно быть видимым и невидимым. Зритель в театре жизни — роль не очень новая. Споры о «созерцательной» и «деятельной» жизни для раннего Нового времени — вещь обычная, но у Бёртона с его вниманием к детали и повседневности они переосмысляются. Сохраняя созерцательность, Демокрит Младший способен охватить взглядом все больное меланхолией тело общества и почувствовать себя его частью, но эта часть помещена на какое-то место в его структуре и вынуждена хоть как-то действовать, чтобы сохранить свой статус, чтобы не опозорить университет и колледж, к которому принадлежит, да и просто чтобы продолжать быть собой. Спаниель не может не бежать за дичью и не лаять на птиц.

Очерчивая границы всего тела, Бёртон понимает ту минимальную атомарность, без которой исчезнет и он сам. Он — интеллектуал-гуманитарий (scholar), меланхолия которого объясняется в том числе и социальными причинами. В «Отступлении касательно бедствий ученых…» [точнее — «нищеты» или «несчастия» (misery)] Бёртон показывает, что невозможно оторваться от этого тела, даже предавшись исключительно созерцанию. Университет — не замкнутое пространство, он соединен со всем обществом. Интеллектуалы, чтобы правильно понять свое положение в нем, должны рассуждать в рамках «символического обмена», если пользоваться современными терминами. Свои ресурсы — знание и время — интеллектуал тратит ради всеобщего блага и потому мечтает о том, «чтобы настоящих ученых особенно щедро вознаграждали и почитали превыше всех прочих людей и чтобы они пользовались особыми привилегиями в сравнении с остальными». Они выполняют свою часть договора с обществом, но не получают в ответ даже «возможность самостоятельного существования», становясь настоятелями бедных приходов, секретарями, «прихлебателями» в свите патронов. Признавая, что отчасти нищие интеллектуалы сами виноваты в своем положении, Бёртон все-таки возлагает основную вину на их покровителей. Симония, поборы и коррупция приходят в университеты снаружи, от невежественности и дикости покровителей. Уже и университет помышляет «лишь об одном — как бы выжать побольше денег из жаждущих получить ученую степень», отсюда приумножение ученых степеней и «обладающих будто бы вполне достаточными для этого познаниями». Последнюю часть «Отступления…», где Демокрит Младший критикует священство, боящееся своих покровителей и неуверенное в своей образованности, Бёртон написал целиком на латыни, вероятно, из осторожности и как жест корпоративной закрытости. Если интеллектуал и виновен, то в том, что отказался отстаивать свою отдельную субъектность, соглашаясь присуждать степени и обучать «любого осла». «Отсюда мерзость запустения в университетах, «уныние, охватившее Муз в наше время», когда любой человекообразный невежда, ничего не смыслящий в искусствах, преуспевает с помощью этих же самых искусств». Такой фундаментальный «сдвиг» в договоре между интеллектуалом и обществом можно рассматривать в медицинских терминах XVI–XVII веков как нарушение гуморального баланса в социальном теле. Если судить по тому, что этой главой Бёртон завершает секцию, в которой говорится о причинах меланхолии, для интеллектуала такое социальное объяснение можно считать одним из главных.

Меланхолия, которой Демокрит Младший отдал «и жизнь, и смерть», помогла ему понять роль каждого в театре жизни. Если то, что он увидел, можно назвать «картиной мира», то Бернард Хёпфнер прав, называя этот образ «сконструированным и совсем не жестким или застывшим во времени» (“the image of a world as it is being constructed, far from staid, rigid and frozen in time”). Можно пойти чуть дальше и заметить, что современный мир информации на электронных носителях, мир, где тексты постоянно переписываются, мир «индивидуальных проектов», где текст и жизнь неразличимы, — это пространство Бёртона. Резко возросший за последние полвека интерес к «Анатомии меланхолии» эту мысль только подтверждает.


Роберт Бёртон, Библиография

Соч.: Philosophaster, Comoedia. The Roxburghe Club Publications. Issue 83. Oxford : Typis Stephani Avstin, 1862; The Anatomy of Melancholy : In 3 vols. / Ed. by A. R. Shilleto ; With introduction by A. H. Bullen. L. : George Bell and Sons, 1896 (vol. 1) (vol. 2) (vol. 3); The Anatomy of Melancholy : In 6 vols. / Ed. by Thomas C. Faulkner, Nicolas K. Kiessling, Rhonda L. Blair. Oxford : Oxford University Press, 1989–2000; Philosophaster: A Critical Edition with English Translation / Trans. and ed. by C. McQuillen. Binghampton, NY : Center for Medieval and Early Renaissance Studies, 1993 ; в рус. пер. — Анатомия Меланхолии / Пер. с англ., вступ. ст. и комм. А. Г. Ингера. М. : Прогресс-Традиция, 2005; Меланхолия / пер. Е. Фельдмана [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/versions/translations/4691.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.02.2014). [Еще...]

Лит.: Березкина В. Шекспир и английское эссе // Шекспировские чтения 1993. М. : Наука, 1994. С. 227–238; Ингер А. Г. Из истории английской литературы XVII–XVIII веков : (Материалы, публикации). Коломна, 1996; Комарова В. П. Античность в сочинении Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии» // Художественное сознание и действительность : К 100-летию со дня рождения Б. Г. Реизова : Межвуз. сб. СПб., 2004. С. 180–190; Елифёрова М. В. «Анатомия меланхолии» Р. Бёртона // Знание. Понимание. Умение : Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2006. № 3. С. 219–221; Стогова А. В. Дружеские отношения в медицинском дискурсе в конце XVI — начале XVII вв. // Диалог со временем. 2010. № 33. С. 34–58; Юханнисон К. История меланхолии. М. : НЛО, 2011; Mueller W. R. The Anatomy of Robert Burton's England. Berkeley : University of California Press, 1952; Bamborough J. B. Burton, Robert (1577–1640) [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/4137 (дата обращения: 24.03.2013); Gowland A. The Worlds of Renaissance Melancholy: Robert Burton in Context. Cambridge : Cambridge University Press, 2006; Lund M. A. Melancholy, Medicine and Religion in Early Modern England: Reading “The Anatomy of Melancholy”. Cambridge : Cambridge University Press, 2010; Hoepfner, Bernard. Bringing Melancholia to Book [Электронный ресурс] // Traduction & Translation. URL: http://wvorg.free.fr/hoepffner/spip/spip.php?article43 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 24.03.2013). [Еще...]

В. С. Макаров

Изображения: BBC, Wikimedia Commons,
The Visual Telling of Stories

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира


Библиограф. описание: Макаров В. С. Бёртон Роберт [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4303.html (архивировано в WebCite) [2013].