Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Дэниэл Сэмюэл

Фронтиспис «Гражданских войн» (“The Civile Wares”, 1609) с портретом Сэмюэла Дэниэла. Гравюра Томоса Коксона (Thomas Cockson)
Фронтиспис «Гражданских войн» (“The Civile Wares”, 1609) с портретом Сэмюэла Дэниэла. Гравюра Томоса Коксона (Thomas Cockson)
Имя Samuel Daniel
Дата рождения 1562?
Место рождения Тонтон, Сомерсет
Дата смерти 14 октября 1619 г.
Место смерти Бекингтон, Сомерсет
Гражданство Англия
Деятельность поэт, драматург

Сэмюэл Дэниэл [Samuel Daniel, 1562?, Тонтон, Сомерсет — 14.10.1619, Бекингтон, Сомерсет] — английский поэт, драматург, историк, теоретик поэзии.

Родился в Тонтоне (графство Сомерсет) в семье учителя музыки. Его брат Джон стал лютнистом и композитором, выпустил книгу «Песни для лютни, виолончели и голоса» (“Songs for the Lute, Viola and Voice”, 1606). Сэмюэл Дэниэл получил университетское образование в Оксфорде, который закончил в 1581 г. В 1585 г. опубликовал свой перевод «Беседы о редких изобретениях» итальянского историка Паулуса Джовиуса (Паоло Джовио). Затем охранял во Франции английского посла лорда Эдварда Стаффорда; после этого путешествовал по Италии. Вернувшись в Англию, стал секретарем сэра Эдварда Димока, потом — учителем Уильяма Герберта (впоследствии графа Пембрука), который, как известно, считается одним из возможных адресатов 126 сонетов Шекспира, потом — учителем леди Энн Клиффорд. В 1591 г. 27 его сонетов вошли в первое, пиратское издание «Астрофила и Стеллы» Филипа Сидни; через год Дэниэл издал свой цикл «Делия» (“Delia”), посвященный Мэри Герберт, графине Пембрук (в напечатанном посвящении она была названа «сестрой Сидни, матерью Пембрука», а также «беспристрастной патронессой Муз», «чудом этого, славой других времен»; сонеты были «ее собственными, порожденными ее рукой»). В своих сонетах он, как и Шекспир, обратился к простой схеме графа Серрея. В сборник, высоко оцененный Эдмундом Спенсером, вошла также поэма «Жалоба Розамонд» (“The Complaint of Rosamond”), основанная на характерной для Шекспира теме увядания юности и красоты.

Дэниэл активно занялся литературной деятельностью, в том числе сочинив пьесу для чтения «Трагедия Клеопатры» (“Tragedy of Cleopatra”, 1594), написанную под влиянием Сенеки. Исследователи находят ее очень далекой от «Антония и Клеопатры» Шекспира, однако переиздавая в 1607 г. свою пьесу, Дэниэл внес в нее изменения, возможно, вызванные впечатлением от только что поставленной шекспировской трагедии. Через год после первого издания «Трагедии Клеопатры» он выпустил эпическую поэму в четырех книгах «Гражданские войны» (“The Civile Wares”, 1595). Признано, что поэма оказала некоторое влияние на иcторические хроники Шекспира «Ричард II» и «Генрих IV».

Титульная страница «Собрания английской истории» С. Дэниэла (“The Collection of the History of England”, издание 1621 г.)
Титульная страница «Собрания английской истории» (“The Collection of the History of England”, издание 1621 г.)

В 1599 г. вышел сборник «Поэтические эссе» (“Poeticall Essayes”), где есть и посвященная Фулку Гревиллу поэма «Мусофилус: содержащая общую защиту обучения» (“Musopphilus: Containing a Generall Defence of Learning”), и «Письмо Октавии Марку Антонию» (“A Letter from Octavia to Marcus Antonius”).

После прихода к власти короля Джеймса (Иакова) I Дэниэл оказался приближен ко двору, написал «Поздравительный панегерик» (“Panegyrike Congratulatorie”, 1603). Он занял пост распорядителя развлечений королевы Анны, став также ее главным камердинером, в следующем году сочинил по ее заказу пьесу-маску «Видение двенадцати богинь» (“The Vision of the Twelve Goddesses”), в которой королева танцевала сама. Среди других масок Дэниэла — пасторальная трагикомедия в итальянском духе «Аркадия королевы» (“The Queenes Arcadia”, 1606; переложение пьесы Батисты Гуарини, с которым Дэниэл познакомился в Падуе), «Празднество Тезея» (“Tethys’ Festival”, 1610). Последней маской был «Триумф Гименея» (“Hymen's Triumph”, 1615).

Дэниэл получил возможность писать для выступавших в театре «Блэкфрайерс» Мальчиков Королевской Капеллы, которыми в 1604 г. была сыграна (а через год им издана) «Трагедия Филотаса» (“Tragedy of Philotas”). Прототипом главного героя являлся граф Эссекс. Продолжалось и чисто поэтическое творчество Дэниэла — «Улисс и Сирена» (“Ulisses and the Serene”, 1605), «Поэма на смерть графа Девоншира» (“A Funerall Poeme uppon the Earle of Devonshire”, 1606). Темой этих произведений стали совесть и честь.

В 1603 г. Дэниэл выпустил трактат о стихосложении «Защита рифмы» (“Defence of Ryme”), ответ «Наблюдению над искусством английской поэзии» (“Observations in the Art of English Poesie”) Томаса Кэмпиона. В 1612 г. Дэниэл начал писать «Собрание английской истории» (“The Collection of the History of England”), которое закончил в 1618 г. Он охватил историю Англии от древнейших времен до правления Эдуарда III. В 1609 г. вышла немного измененная и продолженная, в восьми книгах, поэма «Гражданские войны» (“The Civile Wares Corrected and Continued”), где автор касается и Войны Роз, и гибели полководца Толбота, то есть сюжетных линий «Генриха VI» У. Шекспира.

Последние годы жизни Дэниэл провел в своем поместье. В 1623 г., посмертно, вышло собрание его сочинений.

В. Д. Николаев

Изображение
: Luminarium


Переводы:

  • Сэмюэл Дэниэл. Из цикла «Делия» / Пер. В. Д. Николаева. М. : БД «Современники Шекспира», 2012.

Библиограф. описание: Николаев В. Д. Дэниэл Сэмюэл [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://www.around-shake.ru/personae/4101.html [2012].