Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

2 мая 2014

Последняя пьеса Кристофера Марло возродится в «Розе»

От Кристофера Марло до нас дошло всего шесть пьес, из которых меньше всего известна последняя. «Парижская резня» (A Massacre at Paris) стоит в стороне от остальных пьес Марло. В ней нет ни традиционного литературного или мифологического сюжета (как в «Докторе Фаусте» или «Дидоне, царице Карфагенской»), ни традиционного высокого марловианского стиля (как в «Тамерлане Великом» или «Мальтийском еврее»). Из всех шести пьес ближе всего к ней «Эдуард II» — еще одна «трагедия власти» или «историческая хроника». Но в отличие от «Эдуарда», действие в ней происходит не в средневековье, а всего за несколько лет до того, как пьеса была написана. Первые одиннадцать сцен (ровно половина пьесы; в сохранившемся тексте нет деления на акты) происходит во время Варфоломеевской ночи (1572), а вторые одиннадцать охватывают период с 1574 (воцарение Генриха III) до его убийства (1589, всего за три-четыре года до того, как Марло написал «Резню»!) Как и дилогия о Бюсси Джорджа Чэпмена, «Парижская резня» — редкий пример трагедии о «современности».

Последняя пьеса Кристофера Марло возродится в «Розе»

Марло погиб в мае 1593 г., а «Резня» (если верить исследователям, это та же самая пьеса, которую в своей расходной книге Филип Хенсло называет «Трагедией о Гизе») была впервые поставлена в одном из театров Бэнксайда в январе того же года. Скорее всего, до нас дошла только часть текста: «Резня» почти вдвое короче, чем другие трагедии Марло, зато и намного динамичнее. Вероятно, это определило ее сложную сценическую судьбу: за последние триста лет трагедия появлялась на сцене всего дважды, да и то в виде переделок.

В марте 2014 г. «Парижская резня» вернулась в Бэнксайд, на южный берег Темзы, где впервые была поставлена 419 лет назад. Честь новой постановки принадлежит молодой компании The Dolphin’s Back и режиссеру и актеру Джеймсу Уоллесу (James Wallace), известному работой в «Шекспировском Глобусе».

Не менее интересно и место, выбранное для спектакля — театр «Роза» (The Rose Playhouse). Театром современную «Розу», правда, можно назвать лишь условно. «Роза» — первый театр на южном берегу Темзы, построенный Филипом Хенсло еще в 1587 г. Именно с него началась традиция строить театры за Темзой, там, где городское самоуправление не имело власти — в т. н. Бэнксайде. «Роза» принадлежала труппе Лорда-Адмирала, которая поставила почти все трагедии Марло. Театр был небольшим для своего времени, однако над сценой была большая галерея («вторая сцена»), на которой мог поместиться десяток актеров — отсюда характерные для «Розы» «двухуровневые постановки». В 1605–1607 гг. театр был снесен. Точное местонахождение «Розы» определили раскопки 1988–1989 гг., открывшие почти две трети фундамента и останков здания.

Последняя пьеса Кристофера Марло возродится в «Розе»

Сохранять театр не предполагалось (на этом месте должны были построить бизнес-центр), но лондонские актеры и городские активисты сняли о своей борьбе фильм и начали кампанию «Спасем “Розу”!» (Save the Rose!), которую поддержали Лоренс Оливье, Пегги Эшкрофт и другие звезды сцены и кино. В результате было принято уникальное решение: бизнес-центр был построен над останками «Розы», а доступ к ним сохранен. Так появился театр, в котором очертания фундамента XVI века подсвечены светодиодными лампами, а сквозь прозрачный пол видно то, что осталось от сцены и зала. Треть исторической «Розы» пока не раскопана. На ее спасение собирает деньги проект The Rose Revealed: для этого пришлось выкупить часть соседнего участка.

Воссоздать «Розу», как это сделал Сэм Уанамейкер с «Глобусом», будет, разумеется, невозможно, но уже сейчас пространство под бизнес-центром используется как выставочный зал и импровизированная сцена. Когда весь периметр театра будет раскрыт, зрители смогут достроить театр в своем воображении, стоя над прозрачным перекрытием и глядя на останки «Розы» под ним. В «Розе» уже ставились «Мальтийский еврей» Марло и «Испанская трагедия» Кида, а в феврале 2014 г. зрители смогли увидеть и «Доктора Фауста». «Парижская резня» дополнила этот список. Есть надежда, что вслед за ней «домой» вернутся и остальные пьесы великого современника Шекспира, а в Лондоне станет еще одной уникальной театральной площадкой больше.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения
: The Rose Theatre | The Guardian