Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

29 марта 2014

Надгробие незаконного сына Генриха VIII воссоздано в 3D

Команда исследователей во главе с профессором Лестерского университета Филипом Линдли (Philip Lindley) закончила воссоздание надгробий незаконнорожденного сына Генриха VIII Генри Фицроя и его тестя графа Норфолка.

Надгробие незаконного сына Генриха VIII воссоздана в 3D

Генри Фицрой, герцог Ричмонд и Сомерсет (1519–1536), несмотря на то, что был рожден вне брака, считался вполне вероятным кандидатом на английский престол, так как при его жизни у Генриха не было других сыновей. Король дал сыну хорошее образование, титул и ряд придворных должностей, сделав Генри еще в 7 лет Лордом-адмиралом Англии. В 14 лет король женил сына на дочери одного из самых знатных и богатых английских аристократов — Томаса Говарда, третьего герцога Норфолка. Две из семи жен Генриха VIII были племянницами Норфолка — Анна Болейн и Кэтрин Говард, а сын Норфолка Генри, граф Сарри прославился как поэт. Хотя отношения короля и клана Норфолков были непростыми, особенно ближе к концу правления Генриха (обе племянницы и сын Томаса Норфолка были в разные годы казнены по приказу короля, приговор самому Норфолку был уже вынесен, но его спасла смерть Генриха VIII), в 1533 г. брак Генри Фицроя с леди Мэри Говард усилил позиции Норфолков и самого Фицроя. С другой стороны, ходили слухи, что по приказу короля брак не был консуммирован, чтобы не усложнять ситуацию с возможными наследниками, ведь уже две сводные сестры Фицроя (будущие королевы Мария и Елизавета) были лишены прав на престол.

Надгробие незаконного сына Генриха VIII воссоздана в 3D

Через год после смерти семнадцатилетнего Фицроя от «скоротечной чахотки» у короля родился новый наследник — будущий Эдуард VI. Так как Фицрой не являлся официально членом королевской семьи и был специальным указом Парламента отрешен от престолонаследия, его погребение было поручено тестю. Томас, герцог Норфолк, решил похоронить Фицроя в клюнийском монастыре Тетфорда, некогда основанном первым герцогом Норфолкским. Приорат, в котором находилась семейная усыпальница Говардов, в 1540 г. был закрыт во время английской Реформации. Норфолк, находившийся в опале после казни Кэтрин Говард, смог лишь перенести часть надгробий в новую усыпальницу в церкви Архангела Михаила (Фрэмлингем, графство Саффолк). Надгробие Фицроя было еще не окончено, часть деталей была брошена в Тетфорде, а другая — утрачена при переносе и позже. Вероятно, вместе с памятником на могиле Фицроя Норфолк заказал у лондонских скульпторов надгробие для самого себя. В 1542–1546 гг. Говард воевал в Шотландии и Франции, а в 1546–1553 гг. был в заключении по обвинению в государственной измене, и вышел на свободу только с воцарением Марии Тюдор, скончавшись год спустя. Вряд ли у него осталось время разобраться, что произошло во Фрэмлингеме в его отсутствие. Оба надгробия были собраны заново и обновлены.

Надгробие незаконного сына Генриха VIII воссоздана в 3D

К счастью для современных историков искусства, в архиве Говардов сохранились наброски надгробий в их изначальном виде. Несколько лет назад на них обратила внимание команда проекта “Representing Re-Formation” во главе с профессором Линдли. Сравнивая наброски и сохранившиеся надгробия, они отобрали детали, соответствовавшие оригинальному замыслу, отсканировали их с помощью 3D-сканера и смогли восстановить исходный вид памятников в виде трехмерных моделей, выполненных на 3D-принтере. Часть утраченных деталей, например, столбики по углам надгробий, были найдены в XX веке во время раскопок в Тетфордском приорате. С них тоже были сняты 3D-копии.

Модели надгробий прошедшей осенью были представлены на выставке в Тетфордском музее. Чтобы сохранить сами памятники, разбор и анализ частей пришлось проводить виртуально с помощью компьютерных технологий трехмерного моделирования. В интервью History Extra Филип Линдли рассказал, как по особенностям структуры камня и дизайна деталей можно было определить, какие из них взяты из оригинального надгробия, чтобы получить «соединение виртуального и реального» (“a mixture of the virtual and the real”).

См. также:

Изображения: History Extra | Past Horizons

В. С. Макаров