Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

1 сентября 2012

Сэр Томас Браун: новое издание «Религии врача»

В серии «Классика» журнала “New York Book Review” вышло новое издание двух самых известных произведений философа, врача и писателя сэра Томаса Брауна (Sir Thomas Brown) — «Религия врача» (“Religio Medici”) и «Погребение в урнах» (“Hydriotaphia, or Urn Burial”).

Сэр Томас Браун
Сэр Томас Браун

Современному читателю Браун больше известен по эссе Хорхе Луиса Борхеса, чем по его собственным трудам. Одно из эссе в книге «Расследования» целиком посвящено Брауну, которого Борхес считал соединением «провидца» (vates) и «грамматика» (Grammaticus): «В нем проявился тип литератора, предтечей которого был Бен Джонсон, литератора, в котором впервые явлены все родовые признаки: погруженность в работу с наслаждением, благоговением, с бережным отношением к языку, со скрупулезной разработкой теории, дабы придать законную силу трудам, ощущение себя человеком своей эпохи, изучение чужих языков и другие — даже роль председателя в литературном кружке и создание фракций».

Редакторами издания стали известные американские профессора Стивен Гринблатт (Stephen Greenblatt) и Рами Таргофф (Ramie Targoff). Для Гринблатта Браун — еще одна пограничная фигура (как и Лукреций, судьбе поэмы которого в эпоху Возрождения Гринблатт посвятил свою предыдущую книгу — “The Swerve”). Трудно представить себе менее схожих мыслителей, сказал Гринблатт в телефонном интервью для «Нью-Йорк Таймс»: скептик Лукреций и врач-философ Браун, оригинально сочетающий эмпирический опыт Бэкона и мистицизм неоплатоников.

Во введении к книге Гринблатт и Таргофф пишут о Брауне как о философе-наблюдателе, которого двигало вперед любопытство и страсть к сочетанию трудносочетаемого: духа и плоти, возвышенного и тления, жизни и смерти, красоты языческих урн и бренности человека, веры и неверия в сознании врача.

«Религия врача»» (“Religio Medici”) и «Погребение в урнах» (“Hydriotaphia, or Urn Burial”) сэра Томаса Брауна

Введение завершается сравнением Томаса Брауна с Шекспиром, точнее с его «Бурей». Брауна интересуют метаморфозы, бесконечные «трансмиграции» тел и душ, от той, что происходит с шелковичным червем, до той, что с человеком. Одно наблюдение за тем, как на свет появляется бабочка, превращает «естественную философию» Брауна в «естественную теологию». Резкая и внезапная «смена регистров», непредсказуемые отступления, перескоки с одной мысли на другую — все это, завершают издатели свое предисловие, одновременно отдаляет брауновский «голос исчезнувшего мира» от нас и необыкновенно приближает его к нам.

В Оксфордском словаре английского языка Браун указан как «создатель» (wordsmith) более 700 слов. Это означает, что для этих слов — а к ним относятся, например, electricity, medical, migrant, coma, ascetic — более раннего употребления, чем в трудах Брауна, не обнаружено (см. об этом статью в блоге Оксфордского словаря).

Электронную версию книги, как всегда, можно приобрести на сайте интернет-магазина “Amazon”.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения: The New York Times

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира